В современной России происходит активное реформирование законодательства, в том числе и гражданского, при этом процесс реформирования затрагивает многие институты гражданского права, в том числе и вопросы организации и деятельности юридических лиц, в частности, обществ с ограниченной ответственностью. Это обусловлено тем, что общество с ограниченной ответственностью в наше время является одной из наиболее распространенных и часто встречаемых организационно-правовых форм современных юридических лиц, именно поэтому исследование данного вопроса является достаточно актуальным и требует определенного внимания, как со стороны теоретиков, так и с практической точки зрения.
Большой интерес к данной форме юридических лиц обусловлен тем, что уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, и участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале обществ.
Актуальность исследуемой темы обусловлена также и практической значимостью проблем, которые возникают, в частности, при переходе доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к третьему лицу, поскольку на практике встречаются пробелы в законодательстве, которые требуют должного внимания для их преодоления.
Противоречивость и неоднозначность правовых норм, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью обуславливают потребность в теоретическом осмыслении и разработке научно обоснованного инструментария, с помощью которого можно сделать более эффективным процесс регулирования общественных отношений, возникающих в процессе деятельности общества с ограниченной ответственностью, в частности в процессе перехода доли к третьему лицу.
Следует отметить, что теме общества с ограниченной ответственностью уделяется достаточно серьезное внимание в современной научной литературе, что подтверждается множеством научных статей, монографий на указанную тему. Подобный интерес объясняется возрастающей ролью указанной организационно-правовой формы юридического лица в корпоративных правоотношениях. Однако, несмотря на это, данная тема, еще практически не изучена.
Правосубъектность общества с ограниченной ответственностью возникает с момента его создания, а именно с момента внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, именно с этого момента общество с ограниченной ответственностью считается созданным и может выступать полноценным участником гражданских правоотношений. Одним из признаков общества с ограниченной ответственностью выступает тот факт, что оно может быть создано одним и несколькими лицами. В роли учредителей при этом могут выступать как физические, так и юридические лица, при этом по общему правилу в качестве учредителей не могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления. Общество не может иметь в качестве участника иное хозяйственное общество, если оно само состоит из одного лица. При этом, несмотря на то, что общество может быть создано лишь одним учредителем, законодательство закрепило максимальное количество участников общества с ограниченной ответственностью – их может быть не более пятидесяти.
На сегодняшний день в законодательстве закреплено два пути создания юридических лиц, в том числе, обществ с ограниченной ответственностью: создание нового юридического лица либо реорганизация одного или нескольких уже существующих юридических лиц [1].
Первоначальным этапом при учреждении общества с ограниченной ответственностью является разработка учредительных документов общества. Независимо от того, каким образом учреждается общество, основанием для его создания является решение единоличного учредителя либо решение общего собрания, которое оформляется в виде протокола. Если общество с ограниченной ответственностью создается одним лицом, то в решении о его создании должны быть указаны размер уставного фонда, сроки оплаты уставного капитала, а также какую номинальную стоимость должна иметь доля участника общества с ограниченной ответственностью. В случае если общество с ограниченной ответственностью создается на основании решения нескольких учредителей, то помимо принятия решения ими должен быть подписан учредительный договор. Согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью – это не учредительный документ, однако он должен содержать информацию об учредителях общества, порядке осуществления их совместной деятельности, размере уставного капитала, а также о размере долей участников общества и сроках и порядке их оплаты и ответственности в случае неоплаты долей в уставном капитале общества. Как утверждают некоторые теоретики-цивилисты, учредительный договор относится к типу гражданско-правовых отношений о совместной деятельности. [2, с.24]
Учредительным договор общества с ограниченной ответственностью является устав, утверждаемый общим собранием учредителей либо единоличным учредителем, или типовой устав, утверждаемый соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти. Рассматривая данный вопрос, необходимо четко понимать, чем отличается устав, утверждаемый участниками общества от типового устава[3, с.17]. Основным отличием является тот факт, что типовой устав является общим документом, утверждаемым для юридических лиц в целом, то есть он не содержит данных, которые позволят индивидуализировать одно общество с ограниченной ответственностью от другого. Таким образом, он не содержит данных о фирменном наименовании, месте нахождения и уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, что позволит в случае необходимости упростить порядок изменения указанных данных, поскольку при этом не будет необходимости вносить изменения в учредительный документ и утверждать устав в новой редакции с дальнейшей его регистрацией в соответствующих органах. В случае если общество функционирует на основании типового устава, оно должно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Необходимо отметить, что изменения в типовой устав могут быть внесены только соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти, при этом такие изменения вступают в силу не ранее, чем через пятнадцать дней после их опубликования, если более длительный срок не предусмотрен нормативным актом, который вносит эти изменения. При этом законом прямо предусмотрено, что участники общества с ограниченной ответственностью могут в любой момент принять решение о том, что в дальнейшем общество не будет осуществлять свою деятельность на основании типового устава, и утвердить решением общего собрания устав.
Устав – это документ, на основании которого такое юридическое лицо осуществляет свою деятельность[4, с.15]. Данный документ является локальным нормативным актом, обязательным не только для всех участников указанного общества, но и для самого общества как юридического лица. Законодательством установлен четкий перечень сведений, которые должны быть отражены в уставе, утвержденном общим собранием общества с ограниченной ответственностью. Так, согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав должен содержать следующую информацию:
- фирменное наименование юридического лица (полное и сокращенное), при этом общество с ограниченной ответственностью может иметь наименование не только на русском языке, но и на языке народов России, а также на иностранном языке;
2) информацию о месте нахождения общества, которое определяется местом его государственной регистрации;
3) обязательным пунктом в уставе является пункт, содержащий сведения об уставном капитале юридического лица, в том числе о его размере;
4) сведения об органах управления общества с ограниченной ответственностью, в том числе вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания, а также вопросы, которые могут относиться к компетенции исполнительных органов, порядок принятия решений;
5) в уставе общества с ограниченной ответственностью должны быть отражены права и обязанности его участников. При этом объем прав участников общества, предусмотренных действующим законодательством, не может быть произвольно уменьшен при утверждении устава юридического лица. Так, согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники общества имеют право:
— получать в любое время сведения о деятельности общества, а также ознакомиться с документацией, регламентирующей деятельность общества, в том числе с бухгалтерскими книгами;
— принимать участие в управлении обществом и в распределении прибыли в установлено порядке;
— в случае необходимости продать, подарить или иным образом распорядиться своей долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;
— выйти из общества путем отчуждения своей доли, или требовать приобретения своей доли обществом в установленных законом случаях;
— в случае ликвидации общества получить часть имущества или его стоимость после проведения всех расчетов[1].
Уставом также могут быть предусмотрены иные дополнительные права, не предусмотренные действующим законодательством. Помимо прав участников общества с ограниченной ответственностью в уставе также должны быть предусмотрены их обязанности, в частности, обязанность оплатить в установленные сроки и размерах доли в уставном капитале, а также обязанность не распространять сведения о деятельности юридического лица, если в отношении таких сведений установлено требование о конфиденциальности.
6) уставом общества должен быть предусмотрен порядок выхода из общества, а также последствия, следуемые за выходом участника из состава общества с ограниченной ответственностью;
7) уставом должен быть регламентирован порядок перехода доли в уставном (складочном) капитале общества с ограниченной ответственностью.
Принимая во внимание тот факт, что устав является локальным нормативным документом, регламентирующим деятельность общества с ограниченной ответственностью, необходимо отметить, что он может предусматривать иные положения, не предписанные нормами, при условии, что они не будут противоречить нормам действующего федерального законодательства[5].
Поскольку устав — документ, на основании которого осуществляет свою деятельность общество с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица, необходимо отметить, что в устав, утвержденный общим собранием учредителей или единоличным учредителем, изменения могут быть внесены только на основании решения общего собрания участников, при этом вносимые изменения вступают в силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, с момента уведомления соответствующего органа.
После того, как будет утвержден устав общества с ограниченной ответственностью, оно подлежит государственной регистрации в соответствующем уполномоченном органе. Однако прежде чем обратиться в регистрационный орган, учредители общества с ограниченной ответственностью должны сформировать уставный (складочный) капитал. Уставный капитал общества составляет номинальная стоимость долей всех участников общества с ограниченной ответственностью, минимальный размер которого установлен законодательством – не менее десяти тысяч рублей. Сроки оплаты долей в уставном капитале устанавливаются по согласию учредителей и должны быть отражены в договоре об учреждении либо в решении о создании общества с ограниченной ответственностью, если оно создается единоличным учредителем, однако такой срок не может быть более четырех месяцев со дня регистрации юридического лица, что прямо предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, оплата долей в обществе с ограниченной ответственностью возможна как в денежной форме (например, в виде денежных средств на расчетный счет создаваемого юридического лица или путем передачи денег в наличной форме), так и в не денежной форме (путем передачи определенного имущества по акту приема-передачи или подписания соответствующего договора, например, договора аренды). В случае если один из учредителей не полностью оплатит долю, то она переходит обществу, которое может произвести реализацию этой доли в установленном порядке, а лицо, не оплатившее долю в установленные сроки, не является более участником общества с ограниченной ответственностью. Данная позиция подтверждается также и судебной практикой. Так, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 20.11.2012 N Ф03-5102/2012 по делу № А73-2347/2011 установлено, что «…Согласно части 3 статьи 16 Закона об «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 настоящего Федерального закона. В силу абзаца 3 части 3 статьи 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» доля учредителя общества, если иное не предусмотрено уставом общества, предоставляет право голоса только в пределах оплаченной части принадлежащей ему доли. Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, в том числе бухгалтерской документации общества, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу прямого указания закона доля не оплатившего участника общества с ограниченной ответственностью перешла к обществу, второй участник общества фактически стал единственным учредителем общества, а неоплативший свою долю участник не мог принимать участия в голосовании…». [6]
Как и любое другое юридическое лицо, общество с ограниченной ответственностью считается созданным с момента его государственной регистрации, то есть внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок регистрации юридических лиц, в частности, обществ с ограниченной ответственностью, закреплен в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7].
Для того чтобы зарегистрировать вновь созданное общество с ограниченной ответственностью, учредители должны представить в регистрирующий орган, а именно в соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы по месту регистрации юридического лица, следующие документы:
— заявление о государственной регистрации, форма которого утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации;
— решение учредителей о создании юридического лица;
— договор об учреждении;
— устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный общим собранием или единоличным учредителем, в двух экземпляр, один из которых после проведения государственной регистрации, возвращается учредителям с проставленной отметкой о государственной регистрации;
— документ об оплате государственной пошлины учредителями.
В нормах действующего законодательства прямо предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать дополнительные документы, которые прямо не предусмотрены законом. Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью по общему правилу осуществляется в течение трех дней после того, как представлены все необходимые документы.
Как нами было отмечено выше, общество с ограниченной ответственностью может быть создано в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация может быть осуществлена путем проведения слияния, выделения, разделения, присоединения или преобразования юридического лица. Этапы проведения реорганизации юридического лица могут быть схожи с этапами ликвидации, однако юридическим последствием ликвидации является прекращения деятельности и функционирования юридического лица, в то время как в результате реорганизации прекращение деятельности определенного юридического лица сопровождается переходом его прав и обязанностей (правопреемством) вновь создаваемому юридическому лицу. По общему правилу общество считается реорганизованным с момента регистрации юридического лица, которое создано в результате такое реорганизации[1].
Независимо от того, какая форма реорганизации общества с ограниченной ответственностью осуществляется, процедуру реорганизации можно условно разделить на следующие этапы:
1) инициирование проведения внеочередного общего собрания по вопросу предстоящей реорганизации, подготовка к проведению общего собрания;
2) инвентаризация активов и обязательств, которая предполагает создание специальной комиссии для составления описей имеющегося имущества;
3) подготовка необходимой документации, которая предполагает подготовку проекта устава вновь создаваемого в результате реорганизации юридического лица, а также подготовку проекта передаточного акта.
Передаточный акт в соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации является основным документом при реорганизации юридического лица, который должен включать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами[8]. Также передаточный акт должен содержать сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Приложением к передаточному акту являются бухгалтерская отчетность, а также инвентаризационные описи.
4) проведение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью по вопросу реорганизации общества с ограниченной ответственностью, на котором решение о реорганизации должно быть принято единогласно;
5) уведомление налогового органа и кредиторов о реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью обязано в течение трех дней после принятия решения о реорганизации уведомить об этом соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы путем предоставления уведомления, составленного в утвержденной форме и решения о реорганизации. После того как будет зарегистрировано уведомление о реорганизации общества с ограниченной ответственностью в налоговом органе, реорганизуемое общество обязано уведомить об этом кредиторов путем опубликования в средства массовой информации дважды с периодичностью в месяц. В настоящее время информация о государственной регистрации юридических лиц публикуются в «Вестнике государственной регистрации». При этом неопубликование сведений о реорганизации будет являться основанием для отказа в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.
6) проведение сверки расчетов с налоговым органом;
7) представление информации в соответствующий отдел Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно сведений о каждом работающем застрахованном лице в соответствующем реорганизуемом обществе с ограниченной ответственностью. Такие сведения должны быть представлены в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня предоставления документов для регистрации создаваемого в результате реорганизации нового юридического лица;
8) проведение общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью, которые принимают участие в реорганизации, на котором должны быть рассмотрены основные вопросы, касающиеся дальнейшего функционирования вновь создаваемого юридического лица, в частности, избрание органов управления будущего общества с ограниченной ответственностью;
9) государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью, которое создано в результате реорганизации, которая должны быть осуществлена в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов регистрирующим органом.
Таким образом, независимо от того, какой способ реорганизации будет выбран для создания нового юридического лица, необходимо будет пройти указанную процедуру с соблюдением всех требований, установленных действующим законодательством. Довольно часто процедуру реорганизации отождествляют с процессом ликвидации общества с ограниченной ответственностью, частично это обусловлено тем, что действительно, некоторые этапы имеют место, как при реорганизации юридического лица, так и при ликвидации, однако необходимо четко понимать, что если при реорганизации одно общество с ограниченной ответственностью прекращает свое существование, то одновременно с этим создается новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности предыдущего. Таким образом, имеет место правопреемство прав и обязанностей. Что касается процесса ликвидации юридического лица, то в его результате общество с ограниченной ответственностью прекращает свою деятельность и функционирование полностью без какого-либо правопреемства.
Рассматривая данный вопрос, необходимо отметить, что ликвидация общества с ограниченно ответственностью может быть принудительной (основанной на решении суда) и добровольной на основании решения общего собрания участников общества.
В случае если судом принято решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, участники общества обязаны принять все меры, необходимые для его ликвидации независимо от основания для принятия такого решения. Законодательством предусмотрены следующие случаи, при наступлении которых оно должно быть принудительно ликвидировано:
- если при создании общества были допущены грубые нарушения законодательства, которые имеют неустранимый характер;
- осуществление деятельности, которая запрещена действующим законодательством;
- осуществление деятельности без получения необходимого разрешения (лицензии), а также случаи осуществления деятельности обществом с ограниченной ответственностью после отзыва лицензии, например, в сфере банковской деятельности;
- осуществление деятельности с неоднократными грубыми нарушениями действующего законодательства, которые носят систематический характер;
- превышение максимального количества участников общества с ограниченной ответственностью – пятидесяти, в случае если в течение года такое общество не реорганизовано в акционерное общество или производственный кооператив;
- иные случаи, установленные действующим законодательством.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению общего собрания участников. Общее собрание по вопросу ликвидации общества с ограниченной ответственностью может быть созвано по предложению совета директоров, исполнительного органа общества или участника (нескольких участников), имеющего в совокупности не менее 1/10 доли от общего количества голосов. Таким образом, процесс ликвидации общества с ограниченной ответственностью можно условно разделить на следующие этапы:
1) принятие решения общим собранием участников единогласно или судом о ликвидации юридического лица, о создании ликвидационной комиссии, установлении порядка и сроков ликвидации;
2) после того, как будет принято решение о ликвидации юридического лица, необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, для чего обычно создается специальная комиссия, которая должна выявить имеющееся у общества с ограниченной ответственностью имущество;
3) участники общества с ограниченной ответственностью обязаны уведомить соответствующую налоговую инспекцию по месту нахождения общества о принятии решения о ликвидации общества в течение трех дней, путем подачи соответствующего уведомления и протокола общего собрания. Кроме того, ликвидационная комиссия должна опубликовать сведения о ликвидации юридического лица в периодическом издании с указанием порядка и сроков обращения кредиторов для удовлетворения их требований, который не может быть менее двух месяцев. Вместе с тем, ликвидационная комиссия должна принять все меры для выявления кредиторов и направления им письменного уведомления;
4) после того как будут рассмотрены требования кредиторов, должен быть утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются заявленные требования кредиторов, о чем руководитель ликвидационной комиссии уведомляет соответствующий регистрирующий орган;
5) следующим этапом является удовлетворение требований кредиторов, при этом существует очередность, в которой заявленные требования должны быть удовлетворены;
6) после того как будут удовлетворены все требования кредиторов общим собранием должен быть утвержден ликвидационный баланс, в котором указываются сведения об имуществе, оставшемся после удовлетворения требований кредиторов, которое подлежит распределению между его участниками, при этом если между участниками возникнет спор по поводу того, кому передать имущество, оно полежит реализации с торгов;
7) окончательным этапом является государственная регистрация ликвидации юридического лица, которая осуществляется соответствующей налоговой инспекцией на основании поданного заявления, ликвидационного баланса и документа об оплате государственной пошлины. С момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц юридическое лицо прекращает свое существование.
Таким образом, рассмотрев порядок учреждения и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, можем прийти к выводу, что большое количество норм, направленных на урегулирование данных вопросов, носит диспозитивный характер. Такой вывод можно сделать, поскольку в большинстве случаев законодатель решение тех или иных вопросов оставляет на усмотрение учредителей общества с ограниченной ответственностью посредством внесения в закон положений о том, что иное нежели указано в законе, может быть установлено уставом общества с ограниченной ответственностью.